Вторник, 11.08.2020, 16:10
Комментируем
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск по новостям
Друзья сайта
Наш опрос
Каково для Вас значение и необходимость образования сегодня?
Всего ответов: 46
Начало » 2007 » Май » 30 » ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.А. ФУРСЕНКО «ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2006 ГОДУ И ЗАДАЧИ НА 2007 ГОД» НА ИТОГОВОЙ КОЛЛЕГИИ 30 марта 2007 года

Подводя итоги 2006 года, следует отметить, что, как всегда, мы опирались на основополагающие документы Президента России, Правительства, на законы в области образования, науки и молодежной политики.

В прошедшем году наша нормотворческая деятельность была направлена на разработку нормативных правовых актов в этих областях управления.

I. Так, по образованию разработаны и приняты:
поправки в законодательство в части обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту;
в части государственной поддержки граждан, имеющих детей, которые регламентируют размер родительской платы за содержание ребенка-дошкольника в образовательном учреждении;
Федеральный закон о введении единого государственного экзамена.

Кроме того, находятся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
законопроект о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования, который принят ею во втором чтении;
принятый в первом чтении законопроект о расширении прав работодателей.

Одобрены Правительством:
проект федерального закона об установлении уровней высшего профессионального образования. Настоящим законопроектом бакалавриат и магистратура, или подготовка специалиста, рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования, где основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня, что обеспечит уверенное вхождение в общеевропейскую систему образования;
законопроект об установлении обязательности среднего (полного) общего образования. Законопроект устанавливает обязательность общего образования и государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.

С 1 января 2006 года установлены специальные государственные стипендии Правительства: аспирантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в размере 3000 р.; студентам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования – 1200 р.; студентам федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – 700 р.

Принято постановление Правительства о порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации.

Разработан проект постановления Правительства о проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования. В нем отражены все вопросы, связанные с проведением эксперимента, определены цели проведения эксперимента, механизм предоставления кредитов, а также конкретные участники и механизм их взаимоотношений. Эксперимент рассчитан на 4 года – с 2007 по 2010 год.

Подготовлен и представлен в Правительство законопроект о создании условий для участия объединений работодателей в формировании стандартов, учебных программ и оценки качества профессионального образования. Это направление необходимо для обеспечения растущей экономики кадрами высокой квалификации.

Особое внимание в 2006 году уделялось приоритетному национальному проекту «Образование», для реализации которого:
полностью сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая реализацию национального проекта по всем направлениям, начиная с 2006 по 2010 год.

Хочу отметить, что главный результат реализации национального проекта – это системные преобразования и масштабные изменения практически по всем направлениям образования: от дошкольного до высшего. Главное это то, что в реализацию проекта активно включились регионы.

Благодаря национальному проекту сегодня по всей России начали действовать механизмы обновления качества образования. Внедрены элементы общественного участия в управлении образованием, нормативного финансирования, что нормализовало наполняемость классов до педагогически целесообразной (в сельской местности с 10 до 12 человек в среднем на один класс), новой системы оплаты труда (НСОТ), ориентированной на потребителя оценки качества образования, что обеспечило регионам, в которых введена НСОТ, только за счет резервов отрасли повышение зар-платы педагогическим работникам до 30%.

Предусмотрены меры государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Организовано подключение около 20 тыс. школ к сети Интернет.

Созданы федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» и «Сибирский федеральный университет».

В прошедшем году отобрано 17 инновационных вузов, которые на реализацию программ развития получили бюджетные средства.

Конкурс образовательных учреждений активизировал деятельность школьных советов. К 20 регионам, ранее создавшим органы школьного самоуправления, присоединились еще 45 регионов. Порядка 8 тыс. советов выдвинули свои школы для участия в конкурсе.

Следует отметить, что намеченные мероприятия по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году выполнены. Средства на их финансирование из федерального бюджета перечислены в полном объеме.

Пока еще нет статистических данных за 2006 год в целом, но, по данным Росстата, средняя номинальная зарплата в секторе образования в декабре 2006 года составила 9273 р. и позволила выйти на рубеж 74% от средней зарплаты в экономике, в том числе и за счет выплат за классное руководство, лучшим учителям, а также привлечения значительных средств регионов и введения в ряде регионов новой системы оплаты труда работникам образования. В декабре 2005 года этот показатель составлял 6949 р.

Всего на реализацию национального проекта в 2006 году выделено 29 млрд р., в 2007 году планируется увеличить финансирование до 48,6 млрд р. (рост против 2006 года на 67,6%).

Приняты новые направления, предусматривающие государственную поддержку по результатам конкурсного отбора:

субъектов Российской Федерации, внедряющих новые образцы и методики обучения, соответствующие современным образовательным стандартам, реализующих комплексные проекты модернизации образования. Конкурс проведен и определен 21 регион-победитель;
образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, осуществляющих реализацию инновационных образовательных программ. С 1 марта по 11 апреля принимаются заявки на участие в конкурсе. 12 апреля – вскрытие конвертов.
Результаты опросов, проведенных в феврале 2006 года и в марте 2007 года, свидетельствуют о том, что наметились определенные положительные тенденции в оценках россиянами положения дел в сфере образования: сократилось число респондентов, негативно оценивающих состояние российского образования в субъектах Российской Федерации – с 30,5 до 26,7%. При этом большинство россиян (50,1%) считает, что сфера образования в Российской Федерации находится в удовлетворительном состоянии.

Следует отметить, что в 2006 году в ЕГЭ участвовали 85 из 88 субъектов Российской Федерации. В 2007 году в ЕГЭ предполагается участие всех субъектов Российской Федерации.

Разработан Административный регламент министерства по утверждению перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

В прошедшем году утверждены административные регламенты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по признанию документов об ученых степенях и ученых званиях по специальности, полученных за рубежом, а также по признанию документов об ученых званиях по кафедре, полученных за рубежом.

В 2006 году проведено повторное лицензирование около 700 высших образовательных учреждений и филиалов, приостановлено действие 26 лицензий, аннулирована одна лицензия, 27 филиалов вузов закрыты.

Задачи на 2007 год в сфере образования предусматривают:
подготовку проектов федеральных законов по внесению изменений в действующие федеральные законы в части:

изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта второго поколения;
уточнения компетенции органов государственной власти Российской Федерации в сфере образования;
установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и другие акты.
II. В сфере молодежной политики необходимо отметить работу по поддержке талантливой молодежи, которая проводилась в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

По итогам проведения конкурсов присуждены премии более чем 5 тыс. молодым талантливым гражданам страны, из которых 1250 человек получили премии по 60 тыс. р., 4100 человек – по 30 тыс. р.

В сфере социальной защиты детей в 2006 году удалось обеспечить передачу в семьи 87 тыс. 685 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что составляет 63% от числа выявленных (140 052 человек) детей-сирот, в 2005 году этот показатель составил 59%, а в 2004 году – 58%.

В прошедшем году принято постановление Правительства, устанавливающее субсидии для ежемесячных выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье в размере 4 тыс. р. и на выплату заработной платы приемному родителю в размере 2,5 тыс. р

Кроме того, принято постановление Правительства, которым утверждены правила выплат единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, и эти выплаты начаты.

Важнейшим документом, принятым Правительством в 2006 году в этой сфере, стала Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Основными задачами в сфере молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей на 2007 год будут являться:
реализация Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации;
подготовка государственной программы по оказанию государственной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
разработка мер по профилактике социального сиротства и содействие устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан и другие мероприятия в соответствии с планом министерства.

Обращаю внимание Департамента молодежной политики на необходимость в ближайшие дни представить Минфину все расчеты по финансированию мероприятий, связанных с приемом детей-сирот в семьи, а также расчеты по финансированию мероприятий Стратегии развития молодежной политики.

III. Деятельность в сфере науки и инноваций

В результате законотворческой деятельности министерства в сфере развития науки и стимулирования инноваций в 2006 году принят ряд нормативных правовых актов. Перечислю основные из них:

В целях решения общенациональных задач, связанных с развитием фундаментальной науки, повышением эффективности и действенности управления, приняты изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
Принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).
Президентом Российской Федерации утверждены подготовленные министерством Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации.
Постановление Правительства «Об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета».
Приказом Минобрнауки утвержден Административный регламент Роспатента по исполнению государственной функции в части осуществления контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

В целях совершенствования системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации приняты: Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации и Положение об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. Сформированы экспертные советы по направлениям науки. Утвержденные документы направлены на решение задачи повышения эффективности деятельности системы подготовки кадров высшей квалификации, усиления принципов ее транспарентности и открытости.

В 2006 году увеличены ежемесячные доплаты за ученую степень доктора наук до 7000 р. и кандидата наук до 3000 р.

Реализация пилотного проекта в Академии наук позволила увеличить зарплату ученым в 2006 году на 60%.

В 2006 году завершилась реализация федеральной научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002–2006 годы (ФЦНТП).

Реализация программы осуществлялась на основе программно-целевого метода и концентрации государственных и внебюджетных финансовых ресурсов на реализацию проектов по приоритетным направлениям программы. Всего в 2006 году было объявлено 167 лотов и определено 1082 победителя. Для участия в конкурсах было подано 3117 заявок.

В 2006 году было заключено 2024 контракта на сумму 13,2 млрд р. Из них внебюджетное финансирование было предусмотрено в 428 контрактах на сумму 5,1 млрд р.

Практически по всем позициям программы достигнуты плановые значения целевых индикаторов и конечных результатов. Степень отклонения по показателям, не достигшим установленных значений, составляет не более 8% в 2006 году.

Так, объем дополнительного производства новой и усовершенствованной продукции в 2005 году был на уровне 100% от плановых 3 млрд р., в 2006 году – 92% от запланированных 7 млрд р.

Дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции в 2005 году составил 1 млрд р., или 100% от предполагаемого уровня, в 2006 году значение данного показателя составило 2,8 млрд р., что на 7% ниже планового значения на год. При этом следует отметить, что расхождение не является закономерным и не отражает неэффективности программных мероприятий. Напротив, в высокотехнологичных отраслях народного хозяйства протяженность стадий инновационного цикла различна, и некоторые из них несколько запаздывают относительно сроков реализации программы.

Целевой индикатор, отражающий количество привлеченных внебюджетных средств для финансирования НИОКР, не достигает своего планового значения ни в 2005 году (72% от плановых 4,7 млрд р.), ни 2006 году (94,3% от запланированных 5,4 млрд р.).

Уровень вовлечения в хозяйственный оборот результатов, предусмотренных программой НИОКР, составляет 30% в 2005 году и 50% в 2006 году, что соответствует требованиям программы.

Второй этап программы полностью выполняет обязательства по созданию 80 организаций с новым высокотехнологичным производством и 8000 рабочих мест для высококвалифицированных работников.

Количество перспективных научных результатов проблемно-ориентированных исследовательских проектов, передаваемых для последующей разработки передовых технологий, составило 78 единиц, что на 42% превышает уровень, запланированный на весь этап реализации программы (55 единиц).

В 2005–2006 годах создано 198 технологий, пригодных для последующей коммерциализации, что на 24% больше плановых 160 единиц.

Количество патентов на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к концу второго этапа составило 865, что в 2,5 раза больше запланированных 350.

На втором этапе инициировано плановое количество крупных проектов коммерциализации разработанных передовых технологий и их трансферта. Создано 16 передовых коммерческих технологий для применения в отраслях экономики против 14 предусмотренных программой. К проведению исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники за два года привлечено 3000 молодых специалистов.

Логическим продолжением работ по обеспечению развития научно-технологического потенциала Российской Федерации является разработанная министерством новая научно-техническая федеральная целевая программа, в результате реализации которой должно быть обеспечено:
создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;
формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;
реализация отдельных «прорывных» направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Министерством в 2006 году разработан проект программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года.

В результате реализации этой программы будут сформированы эффективные механизмы государственно-частного партнерства в области наноиндустрии и определены кластеры, создающие, производящие и реализующие на рынках высоких технологий продукцию наноиндустрии, созданы условия для эффективного продвижения продукции наноиндустрии на внутренний и мировой рынок высоких технологий.

Ядром программы развития наноиндустрии будет являться проект федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008–2010 годы, основная цель которой – технологическое переоснащение ведущих российских организаций, осуществляющих исследования и разработки в области наноиндустрии. Согласование идет трудно, но мы уверены, что эта программа будет принята.

Основные задачи в сфере науки и инноваций на 2007 год призваны:
обеспечить доработку, согласование и утверждение новых федеральных целевых программ и программы развития наноиндустрии, а также реализацию федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы»;
подготовить правовые акты для реализации части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации;
разработать проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (в части присвоения статуса государственного научного центра);
подготовить проект доклада Президенту Российской Федерации о проблемных вопросах развития науки, технологий и техники и другие мероприятия в соответствии с планом министерства.

Финансирование образования и науки

В 2006 году расходы федерального бюджета по разделу «Образование» составили почти 212 млрд р. против 162 млрд р. в 2005 году. В бюджете на 2007 год предусмотрены расходы в объеме 277,9 млрд р., что на 31% больше, чем в 2006 году.

Кроме того, в части реализации национального проекта предусмотрена передача бюджетам других уровней: в 2006 году – 15,7 млрд р., в 2007 году – 19,5 млрд р.

Ассигнования на научные исследования и разработки гражданского назначения за счет средств федерального бюджета в 2006 году, по предварительной оценке, составили 76,6 млрд р. против 58,3 млрд р. в 2005 году. На эти цели в бюджете 2007 года предусмотрены расходы в объеме 99,7 млрд р., что более чем на треть превышает уровень 2006 года.

IV. Международное сотрудничество

В целях укрепления интеграции российской системы образования в мировую систему образования министерством совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработаны и приняты Правительством:
соглашения и протоколы в области образования с Венгерской Республикой, со Словакией, с Министерством образования КНР; Министерством высшего образования и научных исследований АРЕ; Министерством образования и науки Республики Казахстан;
Меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования США о развитии сотрудничества и расширении обменов в области образования.

Особое внимание в 2006 году было уделено подготовке мероприятий, закрепленных за Минобрнауки России, в рамках председательства Российской Федерации в «Группе восьми».

На саммите стран – членов «Группы восьми» в Санкт-Петербурге лидерами стран был принят итоговый документ по вопросам образования.

Кроме того, в июле 2006 года организована и проведена встреча «Юношеской восьмерки». Молодые лидеры восьми стран были представлены главам государств – участниц «Группы восьми».

Необходимо отметить работу министерства над проектом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов о высшем образовании (и образовании университетского уровня), который передан на рассмотрение итальянской стороне.

Хочется отметить одно, казалось бы, на первый взгляд незначительное действие Минобрнауки России и Рособразования, но очень важное – это сохранение русской школы в Таджикистане.

В 2006 году проведено несколько крупных международных мероприятий, посвященных 15-летию образования Содружества Независимых Государств.

Задачи в области международного сотрудничества на 2007 год предусматривают:
подготовку проектов межправительственных документов о международном сотрудничестве в области образования, молодежной политики, науки и инноваций;
подготовку участия российской делегации в конференциях министров образования стран – участниц Болонского процесса (Лондон, Великобритания), Совета Европы (Турция) и других мероприятиях с ведущими международными организациями в сфере образования;
совершенствование работы российских (славянских) университетов в Ереване, Минске, Бишкеке;
реализацию Плана мероприятий по поддержке развития экспорта образовательных услуг на период до 2008 года и другие мероприятия в соответствии с планом министерства.

V. Результаты общеминистерской деятельности

В соответствии со своими полномочиями министерство в 2006 году подготовило и внесло в Правительство Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти следующие материалы:
предложения в сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года и обеспечило его выполнение;
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и параметры прогноза на период до 2009 года в части, относящейся к сфере ведения Минобрнауки России;
доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2007–2009 годы».

В 2006 году министерство по результатам конкурсного отбора заявок вошло в состав призеров среди федеральных органов исполнительной власти, участвующих в эксперименте по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты.

Сформированы и представлены в Минфин России перспективный финансовый план на 2007–2009 годы и предложения по финансированию в 2007–2009 годах приоритетного национального проекта «Образование».

Под руководством Президента Российской Федерации с 14 по 16 декабря 2006 года проведена комплексная мобилизационная тренировка с органами государственной власти Российской Федерации.

Кроме того, подготовлен и представлен доклад на заседании Национального антитеррористического комитета по вопросу «О профилактике террористических угроз и мерах по обеспечению безопасности на объектах образования и науки Российской Федерации».

В 2006 году в министерство поступило на исполнение 5621 контрольное поручение, что на 61% больше, чем в 2005 году. В установленные сроки выполнено 83% поручений, а в 2005 году – 92%, что показывает снижение требовательности руководителей подразделений – исполнителей к выполнению контрольных поручений. В прошедшем году документооборот вырос на 20% по сравнению с предыдущим годом и составил около 92 000 единиц.

Среди общеминистерских задач на 2007 год главными являются:
формирование плана и показателей деятельности Минобрнауки России на 2007 год и его реализация;
разработка и утверждение планов и показателей деятельности, подведомственных Минобрнауки России федеральных служб и федеральных агентств на 2007 год;
реализация положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
координация реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
разработка проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по субъекту бюджетного планирования Минобрнауки России и ряд других мероприятий в соответствии с планом Министерства.

Просмотров: 617 | Добавил: mitsosh | Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Митягинская Средняя Школа © 2007
Используются технологии uCoz