Статьей 7 Закона Российской Федерации "Об образовании", принятого в 1992 году, была предусмотрена необходимость принятия и регулярного обновления стандарта общего образования. Эта норма сохранилась и в последующих редакциях закона. Поэтому сегодня мы исходим из того, что стандарт необходим для российской школы. В то же время следует понимать, что это отнюдь не российское изобретение. В развитых странах также принимаются подобные документы, постоянно совершенствуется их содержание и формат. Российская академия образования начала заниматься проблемами стандарта в первой половине 90-х годов, имея большой опыт по формированию содержания школьного образования с 1943 года, когда постановлением Совнаркома была создана Академия педагогических наук РСФСР, в 1967 году преобразованная в АПН СССР, а в 1991 - в РАО. Основная задача нашей академии - поддержка и развитие средней школы. Не отрицая вклада других авторов и научно-исследовательских коллективов в разработку понятия стандарта и его содержания, готов утверждать, что именно РАО всегда играла в этом вопросе ведущую роль. Однако в 90-х годах принятию стандарта помешала борьба различных точек зрения в научной и общественной среде. В советской школе, при всех ее плюсах и минусах, существовали единые образовательные программы, по каждому предмету был единый учебник, что само по себе обеспечивало стандартизацию школы и сохраняло единое образовательное пространство. Можно говорить о единообразии советской школы: учащиеся имели очень ограниченный выбор занятий по интересам, учителя - ограниченный выбор методик обучения. В современной России ситуация изменилась. Но именно в условиях вариативности образовательных программ и весьма широкого выбора учебников стандарт общего образования необходим как объединяющий фактор, определяющий в первую очередь требования к результатам образования со стороны общества, личности и государства. Почему именно РАО ведет сегодня разработку стандарта общего образования? В состав академии входят около двадцати научных институтов, в которых работают более 1,5 тыс. научных сотрудников, и пяти отраслевых отделений, включающих около 124 действительных членов академии и около 161 члена-корреспондента. Научная деятельность академии охватывает весь спектр психолого-педагогических исследований, как фундаментальных, так и прикладных на всех уровнях образования. Немаловажно, что РАО активно сотрудничает с экспериментальными школами в различных регионах России. Это дает возможность привлекать к работе над стандартом наши институты, имеющие отношение к теории и практике общего образования. Все это позволило нам выиграть тендер на разработку стандарта, проведенный Министерством образования и науки Российской Федерации. От министерства академия получила техническое задание на разработку стандарта. У меня состоялась беседа с министром А.А. Фурсенко о перспективах и ожидаемых результатах нашей работы, регулярно проводятся консультации в профильном Департаменте государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования. Рабочую группу, которая занимается созданием стандарта и сопровождающих его документов, возглавил член-корреспондент РАО А.М. Кондаков - в прошлом помощник заместителя председателя Правительства Российской Федерации и заместитель министра образования Российской Федерации, ныне генеральный директор издательства "Просвещение". Он был назначен руководителем коллектива не случайно. Тематика его научных исследований тесно связана с вопросами содержания образования, стратегических исследований в сфере образования. Каковы трудности, с которыми Российская академия сталкивается при разработке стандарта и документов, сопровождающих стандарт? Во-первых, крайне сложно определить рамки собственно стандарта. На мой взгляд, недопустимо как чрезмерно широкое его понимание, так и чрезмерно узкое. Это не может быть документ на две страницы, где в самых общих чертах сказано о целях общего образования и средствах их достижения. В этом случае обсуждение может стать беспредметным. Но точно так же это не может быть перечень разделов, тем и понятий, которые учащиеся должны освоить за все время обучения в школе. На мой взгляд, необходимо нечто среднее - текст, в котором сформулированы требования общества, личности и государства к результатам образования. Именно такой документ, в равной мере понятный профессионалам, представителям власти и самой широкой общественности, может быть принят федеральным законом. В то же время - и это вторая объективная трудность - спор о том, чему учить детей, может растянуться до бесконечности. Этот спор ведут не только ученые, но и эксперты, широкая общественность, то есть самые разные люди, зачастую не имеющие прямого отношения к образованию. Я вовсе не отрицаю необходимость общественного обсуждения стандарта, но отдаю себе отчет в том, что оно может быть бесконечным. Еще К.Д. Ушинский говорил, что, чем меньше человек связан с педагогикой, тем проще и понятнее она ему кажется. Убежден, что в ходе общественного обсуждения могут высказаться все желающие, но окончательное решение по вопросам содержания школьного образования должны принимать профессионалы. В-третьих, при разработке стандарта крайне сложно избежать перегрузок. Вопрос о том, в каком объеме следует изучать те или иные предметы, каким разделам и темам отдать предпочтение, всегда остается открытым. Еще в 1916 году профессор Московского университета А.П. Павлов выпустил книгу "Мысли, чаяния и опасения по поводу предстоящей реформы среднего образования". В ней он пишет, в частности, о том, что учащиеся перегружены, что в школе не хватает часов на предметы, которые формируют российского патриота, то есть на литературу и историю, что ухудшение здоровья учащихся связано с перегрузками. И хотя, как свидетельствуют современные исследования, школа - лишь один из нескольких факторов, негативно влияющих на здоровье детей (есть еще экология, некачественное и недостаточное питание, стрессы и др.), в новой версии стандарта мы пытаемся решить проблему перегрузок. Хотя и здесь необходимо понимать: никогда мы не возденем в восторге руки к небу и не скажем, что школа дает все необходимые знания, а дети при этом чувствуют себя комфортно. Перед разработчиками стандарта и сопровождающих его документов поставлена задача определить фундаментальное ядро каждого предмета, представление о котором должен получить каждый школьник. В этом вопросе пальму первенства мы отдаем Российской академии наук, с которой налажено продуктивное сотрудничество. В чем новизна разрабатываемых документов? Прежде всего объектом стандартизации в том числе становятся условия обучения. Согласитесь, крайне трудно обеспечить единство образовательного пространства, если дети занимаются в разных условиях. И хотя не представляется возможным обеспечить абсолютно одинаковые условия получения образования в Москве и в отдаленной сибирской деревне, базовые общие нормы должны соблюдаться. Без этого некорректно ставить перед учащимися задачу овладения стандартом. В последнее время в педагогической теории и практике активно используются понятия "компетентность" и "компетенция". Хотя русский язык всегда смело заимствовал иностранные слова, мне, честно говоря, эти слова не очень нравятся. Но это не мешает нам обсуждать необходимость формирования компетенций - практико-ориентированного содержания образования, развития мотивации детей, формирования навыков и умений, прежде всего умения учиться и др. Необходимо признать, что, к сожалению, наша школа отстает от школы развитых стран в части овладения учащимися практическими навыками и умениями. В новом стандарте мы пытаемся решить эту проблему, основываясь на системно-деятельностном подходе, хорошо известном в российской образовательной практике. Я оцениваю перспективы принятия и реализации стандарта, как говорят дипломаты, с "осторожным оптимизмом". Ведь работа над различными вариантами стандарта, которая ведется в последние годы, была связана с серьезными трудностями. Но за это время мы в полной мере убедились в том, что стандарт, во-первых, нужен, а во-вторых, его вполне возможно создать. При всех своих особенностях российская школа должна развиваться в русле мировых тенденций. В конце концов, наше образование постепенно входит в Болонский процесс, что подразумевает взаимное признание программ, учебных планов, дипломов, и это еще больше актуализирует проблему стандарта общего образования. Разработка новой версии стандарта ведется уже полтора года. Полагаю, ее удастся завершить в течение двух ближайших лет. Надеюсь, в российской нормотворческой практике произойдет первый случай утверждения стандарта федеральным законом. Однако в этом деле будет поставлена не точка, а точка с запятой. Работа по обновлению стандарта и других документов, регламентирующих содержание общего образования, будет продолжаться на постоянной основе. НИКОЛАЙ НИКАНДРОВ, президент Российской академии образования |