Поправки в образовательное законодательство в части проведения единого государственного экзамена были приняты Госдумой 26 января этого года, 2 февраля одобрены Советом Федерации, а 9 февраля подписаны Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Эти поправки были предложены нашим министерством для улучшения качества, расширения доступности и достижения эффективности образования. Нас поддержали не только законодатели, но и Общественная палата Российской Федерации, значительная часть педагогического сообщества, включая Российский союз ректоров. Система оценки знаний выпускников школ и абитуриентов вузов должна быть единой по всей стране вне зависимости от того, где человек живет, в какой школе учится и где собирается получать профессиональное образование. В зависимости от результатов этой оценки перед выпускником школы и абитуриентом вуза открываются те или иные возможности дальнейшего развития. ЕГЭ формирует объективную систему оценки качества подготовки выпускников школ и абитуриентов, обеспечивает преемственность общего и профессионального образования, расширяет возможности государственного контроля и управления качеством образования. В ходе обсуждения законопроекта мы неоднократно задавали вопрос, может ли ЕГЭ в полной мере оценить знания, способности и готовность к продолжению образования. Если речь идет о тех предметах, где допустима формализация процедур проверки, то, конечно, может. Это касается прежде всего точных наук. И хотя мне нередко приходилось слышать, что ЕГЭ представляет собой всего лишь тестирование, каждый, кто держал в руках бланки заданий ЕГЭ, знает, что тесты с выбором ответов (так называемая часть А) составляют там лишь одну треть. Да и они требуют не угадывания, а знаний. Невозможно выполнить задания ЕГЭ, отвечая наугад или заучив возможные ответы. Недавно я ради интереса попробовал решить задачи ЕГЭ по физике. Не могу сказать, что блестяще с этим справился, – все-таки я довольно давно занимался физикой профессионально. Но я убедился в том, что, даже если человек что-то забыл, но знает и понимает основы этой науки, он сможет набрать балл, соответствующий, как минимум, твердой четверке. То же самое можно сказать и про другие предметы, в том числе гуманитарные, например про русский язык, где при проверке знаний также уместна формализация. Гораздо сложнее проверить на ЕГЭ знания литературы. Конечно, в этом предмете есть элементы, в значительной степени подлежащие формализации. Многие литературные и литературоведческие понятия, основные образы произведений можно и нужно знать. Если ученик внимательно прочитал произведение и кое-что запомнил, на подобные вопросы он ответит легко. В то же время ряд умений и навыков, приобретенных за время изучения литературы в школе, можно оценить только в ходе личного общения учителя с учеником. К сожалению, ЕГЭ не дает такую возможность. Но ведь учеба в школе в течение одиннадцати лет не ограничивается подготовкой к ЕГЭ. Ребята изучают не только то, что выносится на экзамены, и так было в те времена, когда слово «ЕГЭ» еще не придумали. Говоря о недостатках унифицированной формы оценки знаний, можно рассуждать о недостатках любого экзамена как неотъемлемого элемента всякого образования. Скажу честно: я не любил сдавать экзамены, когда учился в университете; обычно сдавал их хуже, чем знал предмет. Круглым отличником я стал только на двух последних курсах, когда в программе были в основном специальные дисциплины. Экзамен сродни спортивному соревнованию. Есть такие спортсмены, чьи результаты на соревнованиях хуже, чем на тренировках, а есть и такие, кто, наоборот, на соревнованиях обычно улучшает свои прежние достижения. Именно поэтому, наряду с ЕГЭ, должны существовать альтернативные формы поступления в вуз. Слишком велика опасность, что ЕГЭ не позволит дать адекватную оценку достижениям особо талантливых ребят. Поэтому, работая над законопроектом, мы существенно расширили возможности внеконкурсного поступления в вуз для победителей предметных олимпиад и творческих конкурсов. Перечень этих олимпиад будет гораздо шире, чем сегодня. В то же время нельзя допустить, чтобы поступление в вуз через олимпиады стало массовым явлением – все-таки речь идет о самых талантливых ребятах со всей страны, которых необходимо застраховать от случайности на экзамене. До перехода к единому государственному экзамену в полном объеме остается два года, и это очень большой срок. Необходимо понимать, что содержание и технологии проведения ЕГЭ должны постоянно совершенствоваться. Призываю работников образования – учителей, преподавателей вузов предлагать свои варианты развития ЕГЭ, в частности контрольные измерительные материалы. Пожалуй, единственное предложение, которое я сразу отвергаю, – возможность полного отказа от экзаменов. Некоторые коллеги высказывают мнение, что в ситуации демографического спада можно принимать в вузы всех желающих, а в течение первого года обучения отчислять тех, кто не справляется. По-моему, в этом случае отбор будет представлять собой произвол. К тому же первокурсники вообще не смогут учиться, поскольку наряду с теми, кто целенаправленно поступил в вуз, там окажутся те, кому просто некуда себя деть. На мой взгляд, дискуссию о ЕГЭ нельзя считать закрытой. Тем не менее необходимо принять как данность основные положения, определенные в законе, и приступить к их реализации. Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки Российской Федерации |