Вторник, 11.08.2020, 16:19
Комментируем
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск по новостям
Друзья сайта
Наш опрос
Откуда Вы узнали про наш ресурс?
Всего ответов: 40
Начало » 2007 » Май » 8 » Школа как инструмент развития человека и общества
Школа как инструмент развития человека и общества
Работа средней школы может быть основана на одном из двух взаимоисключающих принципов. Первый принцип - когда школа становится инструментом развития человека и общества. Второй принцип - когда она превращается в "камеру хранения" для детей. Конечно, для самих работников школы последнее намного проще. Семь-восемь уроков, затем группа продленного дня, и никаких проблем.

А вот создание школы как инструмента развития человека и общества требует выполнения множества условий. В первую очередь это требования к учителю.

Речь идет не только о должной подготовке и постоянном повышении квалификации, но и о социальном статусе. Здесь, конечно, ситуация оставляет желать лучшего. Братья Стругацкие в своей научной фантастике всегда писали слово "Учитель" с большой буквы. Когда мы говорим о школе для личности, для общества, то в такой школе все выстраивается через учителя. Никакие новейшие технологии - информационные, компьютерные, дистанционные - не способны его заменить.

Учитель - это не только специалист по своему предмету, но и воспитатель (в соответствии с Законом "Об образовании" образование - это единый процесс обучения и воспитания). Учитель как воспитатель способен выстраивать личность, готовить людей для жизни в обществе. При этом профессиональная составляющая тоже немаловажна. Очевидно, что каким бы хорошим воспитателем не является учитель, без профессионализма - то есть без знания своего предмета - он ничего толком сделать не сможет, его никто не будет уважать. В любом случае мы судим о людях прежде всего по их профессиональным качествам, именно так оценивают учителя и его ученики. В том, что изменения в науках и в общественной жизни происходят очень быстро, ничего страшного нет - просто нужно распространить на учителей подходы непрерывного образования. Это касается и любой другой специальности.

На мой взгляд, школьный учитель необязательно должен иметь педагогическое образование. Человек, хорошо закончивший классический или даже технический университет, при определенных обстоятельствах может успешно работать в школе. Конечно, для этого ему придется получить некоторые специальные знания, но это можно сделать в рамках дополнительного, а не базового образования. И вот хороший пример: победитель конкурса "Учитель года - 2004" Евгений Славгородский из Калининградской области - выпускник классического университета.

В Советском Союзе школа существовала как часть общества в первую очередь благодаря целенаправленной воспитательной работе - все, кто учился в те времена, помнят и пионерию, и комсомол. Таким образом выстраивалась единая система воспитания в соответствии с идеологией того времени.

Сейчас время другое. Но все-таки необходимо признать, что существует система общих моральных и социальных взглядов, которые должны в значительной степени прививаться в школе. Речь идет, к примеру, о социальной ответственности, об экологической ответственности перед природой, о профессиональной ответственности за судьбы страны и мира. Конечно, такие взгляды должны формироваться у детей опосредованно - не стоит для этого специально проводить "политработу", как в былые времена.

В то же время школа должна активно предлагать учащимся всевозможные программы социализации, задача которых - учить человека жить в обществе. Это различные культурные мероприятия: туристические походы, театральные постановки, дискотеки, КВН, спортивные соревнования.

Кстати, о спорте. Уроки физкультуры также должны быть ориентированы прежде всего на социализацию детей. Задача школы - не подготовка спортсменов, а здоровый образ жизни. Эта ценность сегодня очень важна в общест-ве - не случайно так популярны фитнес-центры.

Точно так же можно говорить и о роли других школьных предметов в социализации детей. Задача изучения математики - не готовить ученых-математиков, а структурировать мышление, учить логически мыслить. Помню, для меня в школе геометрия была одной из самых любимых дисциплин. Геометрия развивает пространственное воображение, а для меня всегда было очень важно видеть предмет.

Когда я был заместителем директора Физтеха им. Иоффе в Санкт-Петербурге и отвечал за финансирование, ко мне приходили бухгалтеры с отчетами. Именно благодаря школьной математике, я легко мог понять, где что у них не сходилось, - для этого не требовалось тех знаний, которые я получал уже в университете. А сегодня, руководя Министерством, опять же благодаря математике, я могу анализировать структуру, принципы финансирования науки и образования.

Роль школьной математики огромна в формировании повседневных умений, необходимых каждому. Школа должна формировать элементарное математическое мышление, чувство цифры - составляющей нашей жизни. Если этого не происходит, девушка-кассирша в магазине умножает три на два при помощи калькулятора. Вот и думаешь, чем для нее была школа. Не иначе, как "камерой хранения".

Андрей ФУРСЕНКО,
министр образования и науки Российской Федерации

Просмотров: 666 | Добавил: mitsosh | Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Митягинская Средняя Школа © 2007
Используются технологии uCoz