Работа средней школы может быть основана на одном из двух взаимоисключающих принципов. Первый принцип - когда школа становится инструментом развития человека и общества. Второй принцип - когда она превращается в "камеру хранения" для детей. Конечно, для самих работников школы последнее намного проще. Семь-восемь уроков, затем группа продленного дня, и никаких проблем. А вот создание школы как инструмента развития человека и общества требует выполнения множества условий. В первую очередь это требования к учителю. Речь идет не только о должной подготовке и постоянном повышении квалификации, но и о социальном статусе. Здесь, конечно, ситуация оставляет желать лучшего. Братья Стругацкие в своей научной фантастике всегда писали слово "Учитель" с большой буквы. Когда мы говорим о школе для личности, для общества, то в такой школе все выстраивается через учителя. Никакие новейшие технологии - информационные, компьютерные, дистанционные - не способны его заменить. Учитель - это не только специалист по своему предмету, но и воспитатель (в соответствии с Законом "Об образовании" образование - это единый процесс обучения и воспитания). Учитель как воспитатель способен выстраивать личность, готовить людей для жизни в обществе. При этом профессиональная составляющая тоже немаловажна. Очевидно, что каким бы хорошим воспитателем не является учитель, без профессионализма - то есть без знания своего предмета - он ничего толком сделать не сможет, его никто не будет уважать. В любом случае мы судим о людях прежде всего по их профессиональным качествам, именно так оценивают учителя и его ученики. В том, что изменения в науках и в общественной жизни происходят очень быстро, ничего страшного нет - просто нужно распространить на учителей подходы непрерывного образования. Это касается и любой другой специальности. На мой взгляд, школьный учитель необязательно должен иметь педагогическое образование. Человек, хорошо закончивший классический или даже технический университет, при определенных обстоятельствах может успешно работать в школе. Конечно, для этого ему придется получить некоторые специальные знания, но это можно сделать в рамках дополнительного, а не базового образования. И вот хороший пример: победитель конкурса "Учитель года - 2004" Евгений Славгородский из Калининградской области - выпускник классического университета. В Советском Союзе школа существовала как часть общества в первую очередь благодаря целенаправленной воспитательной работе - все, кто учился в те времена, помнят и пионерию, и комсомол. Таким образом выстраивалась единая система воспитания в соответствии с идеологией того времени. Сейчас время другое. Но все-таки необходимо признать, что существует система общих моральных и социальных взглядов, которые должны в значительной степени прививаться в школе. Речь идет, к примеру, о социальной ответственности, об экологической ответственности перед природой, о профессиональной ответственности за судьбы страны и мира. Конечно, такие взгляды должны формироваться у детей опосредованно - не стоит для этого специально проводить "политработу", как в былые времена. В то же время школа должна активно предлагать учащимся всевозможные программы социализации, задача которых - учить человека жить в обществе. Это различные культурные мероприятия: туристические походы, театральные постановки, дискотеки, КВН, спортивные соревнования. Кстати, о спорте. Уроки физкультуры также должны быть ориентированы прежде всего на социализацию детей. Задача школы - не подготовка спортсменов, а здоровый образ жизни. Эта ценность сегодня очень важна в общест-ве - не случайно так популярны фитнес-центры. Точно так же можно говорить и о роли других школьных предметов в социализации детей. Задача изучения математики - не готовить ученых-математиков, а структурировать мышление, учить логически мыслить. Помню, для меня в школе геометрия была одной из самых любимых дисциплин. Геометрия развивает пространственное воображение, а для меня всегда было очень важно видеть предмет. Когда я был заместителем директора Физтеха им. Иоффе в Санкт-Петербурге и отвечал за финансирование, ко мне приходили бухгалтеры с отчетами. Именно благодаря школьной математике, я легко мог понять, где что у них не сходилось, - для этого не требовалось тех знаний, которые я получал уже в университете. А сегодня, руководя Министерством, опять же благодаря математике, я могу анализировать структуру, принципы финансирования науки и образования. Роль школьной математики огромна в формировании повседневных умений, необходимых каждому. Школа должна формировать элементарное математическое мышление, чувство цифры - составляющей нашей жизни. Если этого не происходит, девушка-кассирша в магазине умножает три на два при помощи калькулятора. Вот и думаешь, чем для нее была школа. Не иначе, как "камерой хранения". Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки Российской Федерации |