Задача формирования целостной политики по отношению к молодежи, учитывающей региональные особенности и проблемы, относится сегодня к числу стратегических. В России накоплен достаточный опыт реализации региональных моделей молодежной политики и работы с молодежью. Многие вопросы успешно решались и решаются на местах. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ регионы и органы муниципального самоуправления получили полномочия по реализации мероприятий и программ по работе с молодежью. Во многих регионах России принимаются эффективные молодежные программы, готовятся специалисты по работе с молодежью. В настоящее время задачи обеспечения целостности общества и страны, ее национальной безопасности предопределяют необходимость формирования интегрирующего, объединяющего начала в работе с молодежью. Ожидание своего рода "стандарта", стратегических инициатив в отношении молодежи поддерживается практически всеми регионами, молодежными общественными объединениями. В подготовке и обсуждении проекта Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации приняли участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной и законодательной власти в 74 субъектах Российской Федерации, более 50 международных, общероссийских и межрегиональных молодежных общественных объединений. Цель, поставленная новой Стратегией, - развитие потенциала молодежи в интересах России. Мы считаем, что общество и государство должны предоставить российской молодежи возможности для самостоятельного развития, достижения амбициозных целей. В то же время мы рассматриваем молодежь в качестве движущей силы социально-экономического развития страны. Молодым людям предстоит защищать нашу Родину, укреплять ее экономическую мощь, создавать семьи и растить детей. Получая возможности для успешного личностного развития, каждый молодой человек должен чувствовать ответственность перед страной. Очень важно, чтобы молодое поколение россиян связывало свой успех с успехом России. Стратегия предлагает российской молодежи и эти возможности, и эту ответственность. На фоне той критики, которая звучит в адрес государственной молодежной политики и органов власти, ее реализующих, необходимо отметить и позитивный опыт. Во-первых, в регионах России сохранена и развивается инфраструктура молодежной политики. С молодежью работают более 300 государственных учреждений регионального значения и более 4500 муниципальных учреждений сферы молодежной политики. В этих учреждениях заняты свыше 100 тыс. специалистов. В 60 вузах страны открыта профессиональная подготовка по специальности "Организация работы с молодежью". Во-вторых, растет финансовое обеспечение работы с молодежью в регионах. Консолидированный бюджет региональных и муниципальных программ в сфере молодежной политики в минувшем году составил свыше 3 млрд рублей. Кроме того, реализуются крупные жилищные региональные программы для молодежи и молодых семей. Разработана новая редакция федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. В 2006 году предусмотрено двукратное увеличение (по сравнению с прошлым годом) объемов финансирования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", мероприятий по обеспечению жильем молодых ученых и специалистов на селе. В-третьих, возрождается система студенческих трудовых отрядов. За последние два года удалось организовать работу шести всероссийских профильных студенческих отрядов, объединивших более 200 тыс. молодых людей. В 2005 году создано Всероссийское движение студенческих отрядов. Наконец, в последние годы вырос интерес подрастающего поколения к научному и художественному творчеству. В проводимых ежегодно всероссийских молодежных творческих конкурсах и фестивалях, олимпиадах принимают участие более 500 тыс. человек. Дополнительный импульс этому движению должна придать реализация приоритетного национального проекта "Образование" в части государственной поддержки способной и талантливой молодежи. Нашим читателям известно, что на эти цели Указом Президента от 6 апреля 2006 года ежегодно предусматривается выделять 5350 премий. Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов, эффективная молодежная политика должна стать политикой приоритетов. В проекте Стратегии государственной молодежной политики определены три приоритета. Это вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России; стимулирование созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Ключевая идея Стратегии состоит в том, что вовлечение молодежи в экономику, политику, культуру должно стать механизмом и средством повышения ее статуса, улучшения ее положения и увеличения вклада в общественное развитие. Идеи Стратегии созвучны поставленным в Послании Президента Федеральному собранию задачам гражданского и патриотического воспитания молодого поколения. Стратегия должна рассматриваться как один из инструментов социально-экономического развития страны. Принципы, на которых она построена, отвечают современным подходам к проектированию программ в области социально-экономического развития страны. Российские молодежные проекты, разработанные в рамках Стратегии, открывают возможности для равного участия в них всем молодым людям. Таких проектов шесть. Это российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд", "Доброволец России", "Карьера", "Команда", "Успех в твоих руках", "Шаг навстречу" (подробнее об их содержании можно узнать на сайте министерства www.mon.gov.ru). Для нас принципиально важно, чтобы проекты затронули каждого молодого человека, живущего в России. Решить эту задачу можно только в тесном взаимодействии с регионами. Дискуссии и экспертиза проекта Стратегии, проведенные в течение прошедшего полугодия, показали, что идея сетевого подхода (объединяющего усилия разных уровней власти, институтов гражданского общества) к реализации молодежных проектов поддержана в регионах. Более того, мы знаем много примеров, когда механизмы реализации молодежных проектов, предлагаемые Стратегией на федеральном уровне, уже широко используются в отдельных субъектах Федерации. Схема управления реализацией Стратегии потребует определенных организационных решений на федеральном и региональном уровнях. Необходимо создать общественно-государственный совет по реализации Стратегии на федеральном уровне и аналогичные советы на региональном уровне. Их предназначение - осуществлять системный анализ положения молодежи в целом по стране и в регионах, контролировать эффективность действий, предпринимаемых в рамках российских молодежных проектов. Должны быть последовательно реализованы меры, обеспечивающие внедрение идей и подходов Стратегии в массовую практику во всех регионах России. Необходимо проработать механизм привлечения молодежных общественных объединений к реализации проектов Стратегии. Требует решения и проблема разграничения полномочий между органами управления различных уровней при реализации молодежной политики. С учетом положений федеральных законов № 131-ФЗ и 184-ФЗ программы и мероприятия по работе с детьми и молодежью могут реализовываться на всех уровнях управления. Согласно действующему законодательству, в основу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления положен территориальный принцип. Полномочия органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области молодежной политики получили вполне ясное закрепление, чего нельзя сказать относительно полномочий федеральных органов. Вопрос остается открытым. По нашим оценкам, разграничение полномочий по принципу "территориальности" не способно в полной мере обеспечить эффективность мер молодежной политики и разрешить все возникающие в этой связи спорные ситуации. Ведь, к примеру, отдельные региональные мероприятия в области молодежной политики могут иметь общефедеральное значение, а значит они должны реализовываться и финансироваться из федерального центра. Главным результатом реализации Стратегии должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Формируемая система измерения эффективности молодежной политики обеспечит возможности осуществления оперативного анализа мер Стратегии, прогнозирования положения молодежи и выявления актуальных задач молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективы. Стратегия должна способствовать тому, чтобы молодые люди из всех регионов России стали субъектами молодежной политики, чтобы они максимально активно участвовали в ее формировании, на равных с федеральными и региональными органами власти несли ответственность за успехи и неудачи в ее реализации, а значит - за успехи и неудачи своего поколения. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации может и должна стать основой для работы с молодым поколением начиная с 2007 года. Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки Российской Федерации |