Главная | Регистрация | Вход Приветствуем Вас Гость | RSS
Вход на сайт
 
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Это важно
MyCounter - Ваш счётчик
Goon Каталог сайтов

Наш опрос
Каково для Вас значение и необходимость образования сегодня?
Всего ответов: 47

    Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

1-й ведущий. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду  приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг  друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

 2-й ведущий. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

7-й чтец. Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало  «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет-

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

« Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

1-й ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.

Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.

О них обычно говорят…(водой не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…(медвежью услугу)

 

Фальшивят, путают слова, поют…(кто в лес, кто по дрова.)

Ребята слушать их не станут: от этой песни…(уши вянут.)

 

2-й ведущий. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.

Два актера разыгрывают сценку.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

-Как живешь? - спрашиваю.

-Нормально, - отвечает.

- А с учебой как?

-Нормально.

-Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

-Нормально.

Вот так поговорили!

1-й ведущий. Плохо, однако, и когда речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой, как в рассказе-шутке «Сотрудник института синонимов».

Сценку разыгрывают три актера. Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук.

 В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

- Моя фамилия Михайлов,- отрекомендовался посетитель.

- А моя – Сидорчук,- сказал начальник ЖЭКа.

-Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению…

-Ну и что?

-Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела…

Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…

-Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы…

- Хотеть делать, желать, стремиться - это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

- Но что я должен сотворить? Что? - взорвался Сидорчук.

-Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, представить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторная,10.

-Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только…вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

-Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…

-Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

- Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет.- Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

  Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «Всвязи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и в полголоса пробормотал:

-Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

  А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все – таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать…».

 2-й ведущий. Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.

  Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль».

Правдин (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.

 Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

 

1-й ведущий. А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей?

2-й ведущий. Послушайте анекдотическую историю о современном мнимом грамотее.

Три актера: рассказчик, неграмотный, грамотный.

       Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

-Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

-Нет, не могу, нога болит,- ему ответил тот.

-Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.

-Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.

-Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил.

Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год,

Но без меня мое письмо никто не разберет.

 

1-й ведущий. В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.

Ты звонишь ей домой,

Когда меня рядом нет.

                        Группа «Руки вверх», песня «Студент»

Я шоколадный заяц,

Я ласковый мерзавец

И сладкий на все сто…

                                Пьер Нарцисс.

Я шел по мостовой,

Я шел по мокрым лужам.

                                             Бутусов, «Песня идущего домой»

 

1-й ведущий. Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с Родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.

2-й ведущий. Вспомним стихотворение И.Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь

1-й ведущий. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы А.А.Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Митягинская Средняя Школа © 2007
Наши координаты: 399881, с. Митягино, Лев-Толстовский район, Липецкая область
Используются технологии uCoz