На страницах "Вестника образования" я не раз рассказывал о Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации и комплексе мер по их реализации. Сегодня поговорим о нормативно-правовом обеспечении образования - проектах нормативно-правовых актов. Их можно условно поделить на четыре группы. Первая группа направлена на обеспечение доступности образования - к ней относятся законопроект о предоставлении льгот на получение профессионального образования солдатам-контрактникам, отслужившим в армии не менее трех лет. Вторая группа законопроектов посвящена оценке качества образования - введению единого государственного экзамена и созданию системы государственного контроля и надзора в сфере образования. Третья группа законопроектов обеспечивает структурные изменения в системе образования - интеграцию науки и образования, определяет уровни высшего образования. Наконец, четвертая группа расширяет участие работодателей в развитии профессионального образования - это законопроекты о регламентации дополнительного профессионального образования и о расширении прав работодателей. Теперь подробнее о каждом из перечисленных законопроектов. Законопроект о предоставлении льгот на получение профессионального образования лицам, отслужившим в вооруженных силах по контракту не менее трех лет, предусматривает возможность внеконкурсного поступления в вузы при условии успешной сдачи вступительных испытаний. Для солдат-контрактников будут созданы бюджетные подготовительные отделения, им будет выплачиваться повышенная социальная стипендия (3000 рублей в месяц). Мы полагаем, что принятие этого законопроекта позволит повысить привлекательность военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, обеспечит социальную защиту в сфере образования гражданам, добросовестно выполнившим свои обязанности по защите Отечества. Следующий законопроект - о введении Единого государственного экзамена - предусматривает совмещение процедур итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузы и ссузы. Однако, как я не раз говорил, выпускники общеобразовательных учреждений будут вправе выбирать форму прохождения итоговой аттестации - ЕГЭ или иную, установленную Министерством образования и науки Российской Федерации. Прием в вузы и ссузы будет осуществляться на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Наряду с этим, предполагается сохранить, а в перспективе расширить права победителей и призеров олимпиад по зачислению в ссузы и вузы. Кроме этого, в учебных заведениях, обучающих по специальностям, требующим наличия у студентов творческих, психологических и физических способностей, а также реализующих образовательные программы особой сложности, могут устанавливаться дополнительные испытания. Безусловно, предстоит работа по совершенствованию контрольно-измерительных материалов и процедур проведения ЕГЭ. Законопроект о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования предусматривает совмещение процедур государственной аккредитации и аттестации, предоставление субъекту Российской Федерации права государственной аккредитации всех образовательных учреждений, находящихся на его территории, кроме вузов. Этот законопроект обеспечит независимость уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, от органов управления образованием и учредителей образовательных учреждений. Его принятие позволит повысить эффективность системы контроля качества образовательных услуг. Законопроект об уровнях высшего профессионального образования предусматривает введение двух уровней - бакалавр (3-4 года обучения) и магистр (2 года) или специалист (1-2 года обучения). Для поступления на программы второго уровня необходимо будет иметь степень бакалавра. По отдельным специальностям и направлениям подготовки в соответствии с законопроектом сохраняется возможность непрерывного обучения по программам специалиста. Поступление на эти специальности допускается сразу после школы, без прохождения бакалавриата, на срок 5-6 лет. Законопроектом предусматривается, что перечень таких специальностей будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Мы полагаем, что принятие законопроекта позволит повысить качество высшего образования и эффективность использования бюджетных средств, оптимизировать число специальностей и направлений подготовки, построить более гибкие, личностно-ориентированные образовательные программы. Студенты смогут более рационально использовать свое время и материальные ресурсы. Еще один структурный законопроект - об интеграции науки и образования - предоставляет возможность научным организациям, независимо от их организационно-правовой формы, имеющим соответствующую лицензию, осуществлять образовательную деятельность. Научные организации и вузы получат право предоставлять свое имущество по договорам аренды и безвозмездного пользования базовым кафедрам и лабораториям, возможность осуществления образовательного процесса во взаимосвязи с выполнением научных исследований и разработок. Благодаря этому закону удастся реализовать принцип многообразия форм и направлений интеграционных процессов, ликвидировать искусственные барьеры между научными и образовательными организациями, создав общероссий-скую сеть научно-образовательных комплексов мирового уровня. Законопроект о регламентации дополнительного профессионального образования предусматривает предоставление права коммерческим организациям оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образования, вводит профессионально-общественную аттестацию и аккредитацию дополнительного профессионального образования. Его принятие позволит обучающимся в более короткие сроки получить специальные знания и навыки, стать конкурентоспособными на рынке труда. Будет расширен перечень организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования, качество программ повысится, в сферу дополнительного образования будут привлечены внебюджетные источники финансирования. Наконец, законопроект о расширении прав работодателей предоставляет права объединениям работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, в развитии профессионального образования. Принятие законопроекта позволит "открыть" систему образования, ориентировав ее на удовлетворение запросов экономики и общества, создав механизмы участия работодателей в управлении и оценке качества образовательных программ. В обсуждении всех этих законопроектов принимали участие представители широкой общественности. Свои предложения внесли, в частности, депутаты Госдумы, Российский союз ректоров, Профсоюз работников образования и науки Российской Федерации, Ассоциация технических университетов России, Молодежное общероссийское общественное движение "Российские студенческие отряды", представители объединений работодателей. Одной из удачных форм подготовки и обсуждения законопроектов стала совместная работа Минобрнауки России и Комиссии по проблемам образования и науки, сформированной решением Генерального совета партии "Единая Россия". Это позволило учесть мнения и предложения представителей различных социальных и общественных групп. Законопроекты о регламентации дополнительного профессионального образования и о введении единого государственного экзамена получили одобрение субъектов Российской Федерации. В настоящее время законопроекты проходят обсуждение в Правительстве Российской Федерации и заинтересованных ведомствах. Надеюсь, все перечисленные документы будут готовы к рассмотрению депутатами Госдумы. Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки Российской Федерации |